Как маркетплейсер в нейтральных водах

Банки осваивают новую нишу в работе с малым бизнесом
Газета «Коммерсантъ» №162 от 09.09.2021, стр. 10

Технологичные банки, нацеленные на работу с малым бизнесом, готовы оказывать предпринимателям помощь при выходе на маркетплейсы. Так кредитные организации рассчитывают получить лояльную базу клиентов, которые в перспективе будут использовать другие продукты. Однако финансовым организациям придется выдержать жесткую конкуренцию с собственными финтех-сервисами маркетплейсов.

Точка-банк (подразделение банка «ФК Открытие») запускает проект, который будет помогать компаниям выходить на маркетплейсы, рассказали “Ъ” в банке. Там планируют взять на себя все оргвопросы: регистрацию, подготовку документов, выбор схемы работы, оформление карточек товаров и даже продвижение. По оценке «Точки», сервис может быть интересен нескольким десяткам тысяч клиентов. Весь же потенциальный рынок — 200–300 тыс. компаний. На начальном этапе сервис будет доступен для вывода бизнеса на Ozon и «Яндекс.Маркет».

По данным «Infoline-Аналитики», по итогам первого полугодия онлайн-продажи выросли на 20%, превысив 1,63 трлн руб. Драйверами роста стали мультикатегорийные маркетплейсы. Их доля на российском рынке по итогам второго квартала выросла до 37,8% (22% годом ранее). В среднесрочной перспективе она, по прогнозам, продолжит расти и в 2023 году приблизится к 60% при общем объеме рынка более 5,8 трлн руб.

Подобный сервис уже есть в экосистеме Сбербанка. «В июле банк купил платформу InSales, которая дает возможность создать свой интернет-магазин и интегрирована со всеми крупными маркетплейсами, включая "СберМегаМаркет", Ozon, Yandex.Market, WB, Tmall, Kaspi.KZ. Предприниматель получает доступ к основным сервисам экосистемы: логистике, финансированию мерчантов, инструментам продвижения»,— рассказал представитель банка.

Модульбанк запустил пилотную обучающую программу для начинающих: от регистрации, банковского и бухгалтерского сопровождения бизнеса до выхода непосредственно на маркетплейс, рассказал член правления банка Павел Семенов.

«Факторинг плюс», входящий в группу Qiwi, запустил проект по финансированию продавцов маркетплейсов Sellplus (см. “Ъ” от 23 августа). Как подчеркнул основатель компании Евгений Родионов, в 2022 году планируется запустить ряд нефинансовых сервисов для клиентов.

Несмотря на то что для клиентов «Точки» вывод на один маркетплейс будет стоить 5 тыс. руб., банку такая работа обходится в 10–15 тыс. руб., поясняет его сооснователь Евгения Евлютина: «Часть затрат компенсируется тем, что банк продлевает срок жизни клиента, прибыльность его бизнеса, обороты»

«Расходы относительно невысокие, но эти программы не предназначены для заработка. Такие сервисы нужны, чтобы бизнес у предпринимателей рос, и тогда они будут больше пользоваться возможностями банка, это, в свою очередь, доход для нас»,— отмечает господин Семенов. «Для финансовых игроков окупаемость программ измеряется в привлечении новых клиентов и повышении их лояльности»,— подтверждает господин Родионов.

Сервис позволит банку снизить затраты на привлечение новых клиентов целевого сегмента, соглашается глава группы по оказанию услуг компаниям финансового сектора «Делойт» в СНГ Максим Налютин. Однако кредитным организациям будет непросто выиграть конкуренцию у самих маркетплейсов, которые активно развивают финтех-сервисы и формируют экосистемы, включающие в том числе финансовые услуги для бизнеса, предостерегает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.

Сами же маркетплейсы и вовсе сомневаются, что у банков есть необходимая экспертиза

Для помощи продавцам на любой площадке необходимы технологические партнеры, которые помогают предпринимателям освоиться на маркетплейсах и дойти до первых продаж, уверена руководитель по развитию технологических партнеров Ozon Мария Мальцева. У Ozon более 50 таких сертифицированных технологических партнеров, которые досконально знают процессы маркетплейса. Желание банков выходить в эту нишу, очевидно, поможет росту всего рынка, признает госпожа Мальцева, но «для этого им нужна всесторонняя экспертиза в электронной коммерции, на развитие которой потребуются отдельные ресурсы».

Авторы: Полина Трифонова
Темы: Малый бизнес
https://www.kommersant.ru/doc/4977459